29.10.2015      450      0
 

Автомобиль-амфибия: забытая легенда

«Для лодки в нем слишком много от автомобиля, для автомобиля в нем слишком много для…


Amphicar производства Deutsche Wagon-«Для лодки в нем слишком много от автомобиля, для автомобиля в нем слишком много для лодки». Так в 60-е годы ХХ века американский журнал Car and Driver написал об одной из самых обсуждаемых тогдашних новинок – немецком автомобиле Amphicar производства Deutsche Wagon, который разработал известный немецкий автодизайнер Ганс Триппель. Оценки этой машине давались самые полярные – одни журналисты пели ей дифирамбы, другие вносили в списки вроде «50 самых худших машин за всю историю». Увы, сегодня про Amphicar мало кто помнит, и ведущие популярной программы «Махинаторы» решили показать его во всей красе в одном из выпусков своего проекта.

 По воде так и посуше

Идея этой машины была не так уж плоха – создать транспортное средство, которое может ехать по дороге в нормальном режиме, но при необходимости способно преодолеть водную преграду вроде реки и пруда. Но, с другой стороны, откуда бы в цивилизованной Европе даже в 60-е годы прошлого столетия взялись «неожиданные» пруды посреди автотрасс? Машину покупали скорее для забавы, как интересную игрушку – и, кстати говоря, игрушку не самую дешевую. Машина в самой базовой комплектации стоила порядка 3200 долларов: за эти деньги в те времена можно было купить топовые модели ведущих марок, например, только что вышедший на рынок культовый полноразмерник Chevrolet Impala.

Amphicar производства Deutsche Wagon-

Amphicar производства Deutsche Wagon-

Впрочем, создатели изначально рассчитывали не на европейский, а на американский рынок, так что неуспех в Старом Свете их не разочаровал. В Европе машина была представлена в 1959 году на автосалоне в Женеве под названием Alligator, а уже через два года, переработанная и переименованная в Amphicar, была выставлена сразу на двух американских салонах, в Нью-Йорке и во Флориде. Действительно, американцы отнеслись к новинке благосклоннее, но триумфа не случилось: Amphicar выпускался с 1961 по 1968 годы, за все это время было продано чуть менее 4000 экземпляров – примерно три тысячи в США и около тысячи в Европе. При этом после 1963 года готовые машины собирались в основном из деталей, выпущенных ранее – в расчете на серийное производство их было изготовлено слишком много.

Президентские шуточки

Почему Amphicar, несмотря на свою амбициозность, так и не прижился? Скорее всего, потенциальных покупателей не устраивало то, что из-за гибридности пришлось жертвовать и «сухопутными», и «водоплавающими» характеристиками. Например, на суше максимальная скорость достигала лишь 116 км/ч, а на воде – 12 км/ч. Обычные автомобили и обычные моторные лодки могли двигаться значительно быстрее. Поворот на воде тоже оставлял желать лучшего – слишком широка была амплитуда, занос мог доходить до 27 метров. К тому же в ветреную погоду удовольствие от плавания было ниже среднего – волны легко захлестывали низке борта. Правда, аварией это не грозило – в машине был установлен насос с поплавком, который откачивал воду, как только поплавок достигал критической черты.  Если же волны были слишком высокими, то Amphicar в воде был практически бесполезен. Не годился Amphicar и для морской воды – соль очень быстро приводила к коррозии и, как следствие, к полной негодности машины.

Сухопутные характеристики были значительно лучше, хотя и не слишком выдающимися – вполне обычная машина, пусть и не подходящая для гонок. Правда, некоторые считали, что из-за необычно высокого клиренса машина выглядит несколько комично, но это уже, как говорится, дело вкуса.

Amphicar производства Deutsche Wagon-

Amphicar производства Deutsche Wagon-

Был и еще один нюанс: европейских автолюбителей от покупки удерживала и лишняя морока с документами – чтобы сесть за руль Amphicar, требовались не только обычные водительские права, но и лицензия на управление лодкой. Возможно, именно поэтому львиная доля амфибий была продана в Америке, где требования не были столь жесткими.

Кстати говоря, Amphicar очень приглянулся американскому президенту Линдону Джонсону, который иногда с его помощью подшучивал над своими гостями.

Вот как описывает один из таких случаев помощник президента Джозеф Калифано: «Президент, его секретарь Вики Маккаммон и я сели в небольшой синий автомобиль, стоящий перед домом. Когда мы подъехали к краю озеру, машина очень быстро поехала по направлению к воде. «Тормоза не работают! Я не могу ее остановить! Мы свалимся в воду!», — закричал президент.

Я уже готовился выпрыгнуть, но когда машина осталась на плаву, то понял, что это Amphicar. Президент хохотал и продолжил меня подкалывать: «Вики, ты видела, что он хотел сделать? Вместо того, чтобы спасать своего президента, он хотел выпрыгнуть ради спасения собственной шкуры!» Далее последовал еще один взрыв хохота».

Так или иначе, несмотря на ряд недостатков, Amphicar был, да и по-прежнему остается легендарной машиной. Первый серийный автомобиль-амфибия полностью отвечал своей задачи – уметь ездить и плавать. И то, и другое он делал неидеально, но на вполне приемлемом уровне, да и выглядела машина как минимум необычно.

Заплата на заплате

Сегодня в мире осталось не так много экземпляров Amphicar: сколько их точно, неизвестно, но когда известный автодилер Майк Брюер загорелся идеей поработать в очередном выпуске популярной программы Discovery Channel «Махинаторы» над знаменитой амфибией, в Европе он обнаружил лишь две машины. За одну просили слишком дорого, 45 000 фунтов стерлингов, а вторая стоила 25 000 фунтов, но была в таком ужасающем состоянии, что Майк пожалел своего напарника Эда Чайну и от покупки отказался.

В Америке, как и ожидалось, найти Amphicar оказалось проще, и Майк купил вполне приличный красный автомобиль в неплохом состоянии за 35 тысяч долларов. Она была и на ходу, и на плаву – правда, немного подтекала, но Майк верил, что Эд с такой мелочью справится.

Эд машину похвалил, но когда стал выяснять, где именно течет, первая радость сменилась грустью – оказалось, что течет везде. Потратив почти сутки на снятие краски, Эд увидел, что на корпусе стоит множество заплат, причем ставил их халтурщик. Пришлось серьезно перерабатывать кузов – Эд дневал и ночевал в мастерской со сварочным аппаратом в руках. По сравнению с этой работой все остальное было мелочью – поставить новый насос, переделать отверстия для слива воды и привести в порядок салон. Восстановление Amphicar стало одним из самых ярких и интересных проектов, но в новом сезоне есть немало других знаковых машин, которые Эд и Майк восстановят и преобразят.

Понаблюдайте за их работой,  посмотрев программу «Махинаторы» по вторникам в 21:00 на Discovery Channel.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для отправки комментария, поставьте отметку, что разрешаете сбор и обработку ваших персональных данных . Политика конфиденциальности

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: